Nataly (nataly_hill) wrote,
Nataly
nataly_hill

Categories:

Продолжение предыдущего

Итак, мы пропустили самое первое и самое важное звено.
Точнее, мы пропустили очень много разных звеньев - и из песочницы сразу рванули на чемпионат мира. С предсказуемыми результатами.
Но начинать надо не с того, чтобы "создавать нормальное движение", "строить социальную сеть" и т.п. И уж точно не с политического протеста. Точнее, все это должно присутствовать - но пока не должно быть главным. Это уже следующие звенья.
С чего начинали все классические националисты в европейских странах? Да и не только в европейских - чем занимался, например, в Казахстане какой-нибудь Абай Кунанбаев?
Правильно, культурно-просветительской деятельностью.
Они осмысляли историю своего народа; создавали пантеон его героев - в самых различных областях, от управления государством до литературы и кулинарии; собирали и популяризировали (порой - сильно модифицируя или "доделывая") его народную культуру; выделяли его "сильные стороны", которыми дальше предполагалось гордиться; находили или изобретали символику, которая затем внедрялась в массы; и т.д.
Но все это - просто технические приемы. Спрашивается, зачем все это делалось?
Дело в том, что они - первые националисты - создавали позитивно окрашенный образ своего народа. Народа, который вызывает восхищение, делам которого можно радоваться, принадлежностью к которому - гордиться. Народа, к которому хочется принадлежать. Насчет которого трудно сомневаться, что он хорош и заслуживает в жизни самой лучшей доли.
Собственно, это нулевой шаг, без которого невозможны никакие последующие шаги - не только в жизни народов, но и в личной жизни людей. Стартовая позиция. Чтобы что-то изменить в мире и в себе - нужно для начала поверить, что ты на это способен и, главное, заслуживаешь изменений к лучшему.
Интересна в этом смысле та популярность, которую завоевала в России в 90-е годы - и сохраняет и по сей день - тема Ирландии, ирландской музыки, ирландского фольклора. Возможно, подсознательно мы ищем в ирландцах нечто вроде образца для подражания.
Что такое, собственно, "ирландцы" как медиа-образ? Тяжело притесняемый народ - притесняемый много веков подряд и намного круче, чем русские, - который при этом воспринимает самого себя и свое положение в ярком, сочном позитиве. Примерно так: "До чего же мы классные парни! Наш зеленый Эрин - самая чудесная страна на свете! У нас офигительная древняя культура, удивительный язык, чудные легенды, несравненный фольклор! Под нашими прекрасными холмами такие эльфы живут - хрен вы еще где найдете таких эльфов! А как красивы наши девушки! А как мы умеем веселиться! А как поем и пляшем! И т.д., и т.п. - ...и вот, вы прикиньте: таких классных парней - и вдруг угнетают какие-то проклятые сассенахи! Это же несправедливо!"
И в самом деле, несправедливо. Даже совершенно посторонний человек, вроде нас с вами, смотрит на все это и думает: действительно, какого черта англичане мешали жить таким классным ребятам?
А мы все это пропускаем и переходим сразу к угнетению. Порождая естественный вопрос: "Ну, угнетают... и что? Мало ли кто кого угнетает. Откуда видно, что это несправедливость? Может, так нам и надо?"
Мы не формулируем свои претензии в терминах интересов - т.е. очень много говорим о своих нечеловеческих страданиях, но не указываем (или указываем лишь мимоходом и в самых общих словах), что именно у нас отняли и в какой форме должны это вернуть. Не описываем картину желательного для нас будущего - да, кажется, ее и не имеем. Когда пытаемся сформулировать, чего же мы хотим - перед нашим мысленным взором возникает горящий Кремль, повешенный Чубайс, ядерные ракеты, летящие во всех направлениях, и прочее "ужо тебе!"; но, честное слово, убиться об стену можно и без таких спецэффектов.
С образами прошлого все еще хуже.
Проблема не в том, что у нас имеются претензии к родной истории - что поделать, тот же XX век был в самом деле далек от совершенства - а в том, что они не преодолеваются и даже не уравновешиваются позитивом. Вообще никаким. Даже в тех областях, где ничего придумывать не надо - бриллианты рассыпаны по полу, подбирай и пользуйся.
Пример. Классическим образом "русского гения" является Пушкин. "Солнце русской поэзии" и все такое. Глупый вопрос: сколько раз за последние годы русские националисты публично вспоминали Пушкина? Не в контексте: "А не был ли он расово неполноценным?", а в том контексте, что стихи хорошие писал?
Вопрос не такой уж глупый. Если почитать наших предшественников - классических русских славянофилов-почвенников-националистов, от Достоевского до Ильина, - то мы увидим, что Пушкин у них фигурирует сплошь и рядом; он перестает быть просто поэтом и становится символической фигурой, воплощением "русского искусства" и даже "русской души" как таковой. И при этом осыпается невероятными комплиментами и самыми восторженными эпитетами. Т.е. эти авторы делали именно то, что и должен делать национализм на первом этапе - создавали положительно окрашенный национальный символ.
Собственно, нам не нужно изобретать пантеон - он в большой степени уже есть. Как минимум, в литературе имеется целое созвездие блестящих, прославленных по всему миру русских имен. Но опять-таки: когда в последний раз русские националисты упоминали этих писателей не с тем, чтобы разоблачить их скрытую русофобию, а чтобы порадоваться за свой народ, в котором рождаются такие таланты?
Эти ламентации можно продолжать до бесконечности, но, думаю, не стоит. Идея понятна.

Если покопаться в теме поглубже - увы, становится ясно, что речь идет не о простой забывчивости. У нас стоит мощный запрет на позитив. Он достаточно сильно действует (по крайней мере, у очень многих) уже на личном уровне - и становится практически непреодолим на уровне народа.
"Нельзя хвалить себя. Нельзя радоваться себе. Нельзя гордиться собой. Нельзя говорить о себе что-то хорошее. Это смешно. Это глупо. Это стыдно. Это фофудья. Так поступают только лохи [характерно, что реальные "не лохи" по жизни с кислыми мордами отнюдь не ходят и вообще позитива не чураются]. И вообще, это все неправда, мы жалкие уроды, ничего хорошего у нас нет и быть не может".
Думаете, какие-нибудь записные русофобы так думают? Ага, щас.

NB: Вот смотрю во фленте ДПНИ-шный репортаж с возложения цветов 1-го марта. Первая фраза: "У нас появилось много новых памятных дат - увы, большая часть из них трагические..."
Блядь! Они там охуели, что ли, извините за выражение? В чем трагедия - в том, что 90 наших положили в бою 600 чеченцев?! Ах, ну да, ну да: война всегда трагедия, и вообще, если чуть-чуть подумать, у нас найдется десять с половиной причин рыдать, оплакивая победу в сражении...
И музыкальный фон подобрали соответствующий - даже не траурный марш, а такие серенькие-серенькие, унылые-унылые фортепианные переборы...
Зачем нам Алла Боссарт и прочие товарищи? Честное слово, с русофобией мы прекрасно справляемся сами.

Я знаю, что на этой ноте заканчивать нельзя, а надо написать, что делать. Но времени уже четыре часа ночи.
Нужно "раскомплексовываться". Учиться радоваться себе и друг другу, любить свой народ и гордиться им. Именно учиться - так, как дети в школе учатся читать и писать, применяя для этого определенные технологии. Какие - я уже примерно представляю. Но надо думать об этом дальше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments