Nataly (nataly_hill) wrote,
Nataly
nataly_hill

Category:

Спор крыши и фундамента, или: юзанье высоких чувств

Егор Холмогоров пишет о славянофильстве и о старом "споре Закона и Правды":

Русское славянофильство развивалось в крайней враждебности именно к европейской правовой культуре, к "бездушному Закону", формализм которого казался славянофилам не идущим из сердца, а потому лживым. Вместо Права они выставляли идеал Правды, живого и одушевленного нравственного суда. Спору нет, идеал Правды, когда она покоится на высоком нравственном основании, бесконечно выше идеала Права. Но славянофилы не хотели видеть того, что в реальной жизни и той России в которой жили они, и предшествующей, и последующей, таких нравственных оснований не было.

Именно поэтому, когда я смог заставить свою совесть взвесить некритически взятые славянофильские лозунги, то первое, от чего я вынужден был отказаться - это именно от превозношения Правды над Правом. От превращения слова Правда в заглушку, для отказа от обеспечения конкретных правовых гарантий справедливости. От превращения Правды в задний ход, через который в суд проникает сговор. Праведный суд - это нравственный долг, но решение западноеврпейцев дополнить этот суд институтами, которые исключают произвол и сговор даже в случае, если судья неправеден - это великое решение.


Если материальное меньше идеального, то тот, кто говорит об идеальном и призывает нас к идеальному пусть начнет с материального. Думаю, это сегодня может быть надежным критерием. Если нам говорят что Правда выше Гарантии, то пусть дадут "низшую" Гарантию, и мы охотно примем высшую правду. Если же выясняется, что Гарантию нам дать не хотят, то, значит, и все разговоры о Правде были ложью и отведением глаз для удобства деспотизма и насилия. И Правда в этой системе лжи была на самом-то деле нипричем.


В сущности, Егор описывает все ту же старую фофудью, сущность которой - в том, что либо цель отрывается от средств и натравливается на средства, либо высшие и низшие ступени одной и той же лестницы разрываются и противопоставляются друг другу.
Впрочем, соотношение Права и Правды я бы сравнила не с лестницей, а с фундаментом и крышей.
Можно ли жить в доме без крыши? Теоретически можно, но как-то уж очень неуютно. Непонятно, чем такой дом отличается от чистого поля. Сохраняя формальные признаки дома (стены, окна, дверь), дом без крыши перестает выполнять свою функцию и утрачивает смысл.
А можно ли жить в доме с крышей, но без фундамента? Можно! И даже с удовольствием. Только недолго.


"Высокие чувства" - любовь, дружба, этическое сознание (Правда), стремление к идеалам - подобны крыше дома. Точнее, прекрасному хрустальному куполу, сквозь который льются, окрашиваясь всеми цветами радуги, солнечные лучи. Это то, что венчает и украшает нашу жизнь, то, что придает ей смысл. Можно ли даже сравнивать этот сияющий купол с фундаментом - сереньким, угловатым, невзрачным, который и в землю-то прячут, должно быть, для того, чтобы не портил вид?



Однако стоит дом именно на фундаменте. И горе тому, кто попытается перевернуть его вверх ногами и возвести на сияющем хрустале.
Высокие чувства и идеалы - не для того, чтобы класть их в основание. Их место - сверху, а не снизу. Они не созданы для того, чтобы наваливать на них тяжести или попирать их ногами.

Бытовой пример. Любовь в семье необходима, без нее очень плохо. Но, когда на вопросы: "Где мы будем жить? Как будем распоряжаться доходами? Кто у нас выносит мусор, а кто моет посуду?" - у супругов один ответ: "А, неважно, мы же любим друг друга, значит, все эти бытовые мелочи как-нибудь в духе любви разрешим!" - это значит, что их взаимную любовь, сколь угодно глубокую и прекрасную, ждет скорый и печальный конец.
Не потому, что любовь была какая-то "слабая" или "ненастоящая". А из-за ее недолжного использования. Начали микроскопом гвозди забивать - хана микроскопу.
И так во всем.
Если, например, организация строится и управляется "без всяких там скучных и бездушных формальностей", просто на общих идеалах и взаимных дружеских чувствах - она, как тот дом без фундамента, жить будет хорошо, но недолго. Мало того: обрушившись, она потянет за собой и дружбу. Классическая ситуация "только начало что-то получаться, как вдруг все пересрались на пустом месте и разбежались" - как раз об этом: чуть увеличилась нагрузка - и все рушится. Хорошо, если хоть идеалы останутся.
А если в государстве решения принимаются "без формальностей", исключительно на основе "живого и одушевленного нравственного суда" aka революционного правосознания, а также взаимной любви и уважения граждан?
И дело не в том, что люди сволочи. Увы, далеко не только в этом. При такой системе даже у самых честных чиновников - да будь они хоть святые! - очень быстро кончатся и любовь, и уважение, и одушевленная нравственность. Просто затрещат и сломаются, не выдержав нагрузок.
Не потому, что все эти прекрасные вещи слабы, фальшивы или ничего не стоят - наоборот. Именно потому, что они настоящие. И ломаются, если вставать на них ногами.

Поэтому - строить только на фундаменте. На скучных формальностях. На бюрократических процедурах. На бездушных правилах и законах. На гарантиях и договорах. На сереньком, угловатом, невзрачном - и прочном.
На том, что создано для использования - и позволяет себя использовать.
А любовь, дружбу, идеалы или нравственное чувство нельзя юзать для решения бытовых проблем. Нельзя превращать в шестеренки повседневных механизмов. Они гибнут от этого - и мстят тем, кто обрек их на гибель.
И тот, кто требует ради любви к куполу отказаться от фундамента - на самом деле стремится обрушить и погубить все здание, вместе с куполом и со всей его сияющей красотой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments