Nataly (nataly_hill) wrote,
Nataly
nataly_hill

Category:

Гендер в школе

По мотивам одного разговора.

Не раз приходилось слышать, что на многих мужчин очень тяжелое впечатление произвели школьные годы, особенно обучение в начальной школе. Конечно, школа для многих из нас была местом нерадостным; но здесь появляются особые обертоны, связанные с "училкой".
Придя в школу, мальчик попадает в смешанный коллектив учеников - и сталкивается с почти чисто женским коллективом учителей. Учителей-мужчин хорошо, если 2-3 на всю школу, и те "предметники", с ними он встретится позже. Учительницы начальных классов - исключительно женщины.
Как формируются отношения маленького мальчика с чужой взрослой женщиной, имеющей над ним очень серьезную власть? Трогательный платоновский рассказ про "учительницу - вторую маму", боюсь, редко воплощается в жизни. Нынешней массовой школе материнская забота о каждом ученике чужда. В основном довольно далеки от нее, увы, и такие ценности, как развитие в учениках пытливого ума или нестандартного мышления, или определение их способностей и создание благоприятного режима для их развития. Задача школы - держать детей под присмотром первую половину дня (или большую часть дня, если с продленкой), следить, чтобы с ними ничего не случилось, ну и впихнуть в них, довольно механическим способом, определенный набор знаний, навыков и привычек. "Хороший ученик" - это, в первую очередь, ученик тихий, послушный и удобный.
Мальчикам труднее привыкнуть к этой системе. Хоть они явно не глупее девочек, но почему-то в начальных классах всегда учатся хуже. "Двоечник и хулиган" - практически всегда мальчишка; "примерная отличница" - всегда девчонка. Не знаю, "пол это или гендер", но факт: мальчику сложнее быть "тихим и удобным" - и в результате, оказавшись в школе, он становится там _худшим_. К нему больше претензий, он чаще что-то делает не так, чаще получает неодобрение и оказывается "объектом воспитания".
На это накладывается чисто гендерный фактор: учительнице-женщине проще иметь дело с девочками, они ей ближе и понятнее. И следующий фактор, уже не гендерный: работа школьного учителя - тяжелая, малооплачиваемая и малоуважаемая. Учитель по призванию - редкая птица. Для очень многих "училок" их работа - свидетельство жизненной неудачи, они недовольны своей работой (и имеют для этого веские основания), многие из недовольных невротичны или озлоблены... и срывают злость на учениках, особенно на "неудобных".
А ребенок, если такое происходит, ничем не может ответить. Совсем. У учителя все права. Даже если он родителям пожалуется - скорее всего, они ответят, что он сам во всем виноват, а учительница взрослая, и ей виднее.
Первоклашка не может понять, почему "училка" к нему придирается; тем более, не может войти в ее положение. Он видит только, что "девчонки" в глазах взрослых - взрослых _женщин_ - всегда оказываются лучше его и получают больше одобрения. И что учительница - взрослая женщина - имеет над ним огромную власть, которую использует во зло.
Детские обиды, которые взрослым могут показаться пустяковыми, бывают очень сильны; еще хуже то, что они формируют психику и оказывают влияние на всю последующую жизнь. Маленький мальчик, рыдавший от двоек и распеканий "училки", вырастает в мужчину: но в душе его уже запечатлелся образ женщины - "отличницы", которой достаются одни пятерки и похвалы, а ему одни шишки; и женщины - "суровой госпожи", огромной, всевластной, безжалостной и мелочно-злобной, перед которой он бессилен.
Tags: выскажусь, гендерное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →